Iorsh (ruffe) wrote,
Iorsh
ruffe

  • Mood:
  • Music:

Образ Бодхисаттвы в кинофильме "Белое Солнце Пустыни"


Чтобы рассмотреть фильм "Белое Солнце Пустыни" как исследование проблематики Колесницы Бодхисаттв, нам понадобится специальный код. В этом коде можно рассматривать, скажем, образный ряд Дома (Жена, нектар Лотоса, Павлины) как символическое обозначение нирваны.
Четыре главных героя фильма -- Сухов, Саит, Абдулла и Верещагин, прокладывают свои пути через бескрайнюю пустыню Сансары.

Фигура Абдуллы обозначает человека, поглощенного страстями -- в основном, властью и манией обладания. Путь Абдуллы -- сильная и ясная манифестация этих страстей, и прямым следствием этой манифестации является противодействие, которое он получает от мира. Показано, как путь власти-обладания с неизбежностью формирует из людей вокруг тебя армию противников, создает атмосферу враждебности. В конце концов Абдулла проигрывает в трансцендентной игре, пав жертвой кармического эха его собственных действий. Так фильм показывает природу кармы.
Фигура Саита символизирует начальное движение к освобождению: это человек, основная мотивация которого -- исчерпать свою карму. Понятие долга, в кармическом смысле этого слова, определяет все изгибы его пути (месть Джавдету, например). В начале фильма Саит принимает от Сухова favor, создавая тем самым кармический долг. Обстоятельства создают для Саита сильный соблазн этот favor не вернуть, и Саит, в какой-то момент, даже ведется, но потом возвращается на путь последовательного исчерпания кармы. В фильме Саит в целом выигрывает игру, но получает небольшое наказание за отступление от пути: он оказывается ранен, и именно в следствие того, что был вынужден вдруг изменить уже принятое решение.
Верещагин, в данном истолковании, будда, то есть человек, следующий пути Малой Колесницы, стремящийся к личному просветлению и личной нирване. У него уже нет кармических долгов, и он уже очень близко к нирване -- "хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?". Он пытается запереться в своей Башне из Слоновой Кости, и пребывать вечно в своей нирване, окруженный заботами жены, красотой павлинов и забвением, которое дает нектар Лотоса.
Верещагин проигрывает трансцендентную игру; это проявление вечного конфликта идеологий Малой Колесницы Будд и Большой Колесницы Бодхисаттв. Здесь видно, что фильм рассматривает этот конфликт с точки зрения Большой Колесницы: индивидуальное освобождение и индивидуальная нирвана бессмыслены, труднодостижимы и неинтересны. Заметим, что Верещагин мог и выиграть, проигрыш его достаточно случаен и нелеп. Таким образом, фильм как бы не отрицает путь Малой Колесницы как неисполнимый, но, скорее, отвергает как не слишком достойный.
И, наконец, Сухов. Он олицетворяет собой путь бодхисаттвы. Он всеми фибрами души стремится к освобождению/нирване (обозначеной образом Катерины Матвевны), но не достигает ее, потому что сознательно отказывается от этой цели до тех пор, пока есть кто-то, кому нужна помощь в освобождении. Именно желание помочь целиком определяет траекторию его движения. У него нет кармических долгов, практически нет страстей, собственности, прочих вещей, отягощающих путь помощи. Сухов выигрывает трансцендентную игру безоговорочно, и продолжает свое движение к нирване, зная, что ему всегда придется отвлекаться для того, чтобы помочь кому-то.
Борец за освобождение всего трудового народа, говорит он о себе. Так проходит путь бодхисаттвы.

http://polusharie.com/index.php/topic,31870.msg242770.html#msg242770
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments