?

Log in

No account? Create an account
Ершиный пруд
Желание просветления - большая ошибка. Глава 2. 
22nd-May-2012 10:52 am
Ersh
Оригинал взят у makarov_mic в Желание просветления - большая ошибка. Глава 2.
Учение дзэн-мастера Сун Сана.
Собрал и отредактировал Хьён Гак Суним.

Глава 2.
Мастер и котел для риса.


В гористой деревенской местности старой Кореи для встречи из далеких и диких мест люди использовали дни большой ярмарки, проходившей в конце месяца. Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня. Все что угодно можно было увидеть здесь, от обычных инструментов и посуды, до скота и высокоценных, столетних корней женьшеня.
Однажды жарким летним днем, много лет назад, один молодой человек пришел продать овощи, которые он вырастил на своей ферме и купить на вырученные деньги риса. Закончив свои дела с продавцом риса, он обратил внимание на старого монаха, неподвижно сидящего на ярком солнце неподалеку. Монах был одет в тяжелую зимнюю одежду, рваную и потертую, набивка торчала из под старых заплаток. Все другие люди на рынке искали тень под деревьями или навесами. Многие наблюдали за монахом с отвращением. Но старого монаха это не волновало. Он просто сидел без движения под палящим солнцем и все.
“Кто он? Сумасшедший?” ─ подумал про себя молодой человек. “Он потерял рассудок? Так он упадет в обморок очень быстро”. Но, несмотря на неимоверную жару, монах не двигался с места. Он даже слегка улыбался из под своей широкой соломенной шляпы.
Позже, когда молодой человек закончил все свои дела, он подошел к монаху, который начал прохаживаться кругом неторопливыми шагами. “Суним! Суним!” (так уважительно называют монаха в Корее), ─ позвал он, держа шляпу в руках и показывая в сторону ближайшего дерева. “Извините, но почему вы стоите на солнце? Почему бы вам не отправиться в тень?”
Старый монах ответил не сразу. Некоторое время он только доброжелательно улыбался юноше затем произнес: “Время обеда”. Его голос был мягким, почти неразличимым.
“Время обеда?!” Молодой человек посмотрел по сторонам. “Уже поздний час, кто ест-то?”
Монах немного приоткрыл робу, показывая что-то под подкладкой. Там везде, по всему телу и на подкладке одежды были тысячи мелких насекомых, как вши, потоки их двигались повсюду жадно извиваясь. “Если я хожу слишком быстро они не могут есть”, ─ сказал старый монах. “Иногда я должен просто стоять и ждать, пока они пообедают”.
Молодой человек сразу решил, что монах сумасшедший. Однако, когда он смотрел ему в лицо, в его глаза, там не было странности или сумасшествия, только теплый взгляд. Монах был очень спокойным, с ясными глазами и мягкими чертами лица. Его отточенный вид, казалось, излучал мягкое сострадание.
“Но почему вы столь добры к столь маленьким созданиям?”
Монах легонько прищурился и ответил: “Разве ценность их жизни не такая, какой ты и я делаем ее?”
Глубоко пораженный исключительным состраданием монаха, молодой человек сложил руки вместе и глубоко поклонился ему. Он тут-же спросил, не может-ли он стать его учеником.
Монах потрепал его по голове и улыбаясь, с той же любезностью, что и раньше, сказал: “Это невозможно”
“Почему невозможно?”
“Почему ты хочешь стать монахом?” ─ спросил он его в ответ.
“Я не хочу жениться”, ─ ответил молодой человек. “Я хочу найти правильный путь и достичь своей настоящей природы. Вы сострадательны даже к этим крошечным созданиям. И я чувствую, что это может быть правильный путь. Вы великий монах и я хочу стать вашим учеником”
“Может быть, может быть”, ─ отвечал монах. “Но жизнь монаха очень трудна”
Он сдвинул шляпу и вытер брови.
“Где ты живешь?”
“Мои родители умерли и я живу со страшим братом в близлежащей деревне. Я не имею никакой собственности и я хочу пойти с вами”
“Хорошо. Тогда пойдем прямо сейчас”
Они пошли прямиком в горы и шли не останавливались долгое время. Старый монах ничего не говорил пока они продвигались глубоко в горную долину. Они шли мимо бурных горных речушек и каменных осыпей, останавливаясь только для молчаливого отдыха. После многих часов напряженной ходьбы, они наконец достигли старого заброшенного дома у небольшого ручья.
В Корее кухни находились отдельно от жилого дома. В каждой кухне есть большой черный котел на низкой, сложенной из камня, подставке и огонь разводился прямо под ним. Котел делался из железа и он был очень очень тяжелым. В этом доме подставка была сломана и котел лежал на боку неподалеку. Починка такого котла трудное дело требующее тяжелого труда. Так же, необходимо выровнять подставку, налив немного воды в котел, чтобы убедиться, что его круглое дно находится строго в середине. Если вода не устанавливается ровно, тогда еда будет готовиться плохо или вовсе будет испорчена. Это очень трудная работа выравнивать такой котел.
Указав на него, монах сказал первые слова с тех пор, как они покинули рынок. “Пожалуйста, почини это”. И тут же ушел с кухни.
Молодой человек с энтузиазмом принялся за работу. Разобрав старую конструкцию, он переложил подставку заново, подогнал котел над местом огня, проверил уровень. Когда он закончил, то позвал монаха. “Все готово!”
Старый монах проверил работу, глядя на края котла, доверху наполнив его водой. “Плохо!” ─ сказал он и перевернул котел вылив воду. “Попробуй еще!”
Молодой человек подумал: “Хм, у этого монаха очень острый глаз, он увидел какую-то ошибку” Он стал делать все заново. В этот раз он был очень внимательным ко всему что делал. Очень аккуратно подгонял подставку, внимательно смотря на края котла, стараясь сделать все очень точно. Теперь он сам налил воды в котел, чтобы проверить уровень самому и остался удовлетворенным работой больше, чем в прошлый раз. Он снова позвал монаха “Суним, сейчас я сделал все хорошо”
“Cейчас я проверю”, ─ он пристально осмотрел края котла и медленно долил в него воды до самого края. “Плохо!” ─ сказал он и вновь опрокинул котел. “Пробуй еще!”
Молодой человек очень смутился. “Я должно быть допустил где-то ошибку. В чем моя ошибка?” ─ думал он про себя. Он был очень, очень смущен! В этот раз он принялся за работу с предельной тщательностью. Тщательно осматривая каждую щель в подставке, стараясь ничего не упустить, исправлял все наимельчайшие неровности. Закончив, он проверил все несколько раз, так чтобы все было абсолютно идеально. Размяв усталую спину он вновь отправился к учителю.
“Суним, я закончил! Все проверил дважды. Теперь я уверен, вам должно понравиться”
“Плохо!” ─ сказал монах после проверки и опрокинул котел. “Снова!”
Молодой человек не понимал, что было плохо. “Этот монах увидел ошибку: почему я не вижу?” ─ думал он. “Может кухня не в порядке?” Он разобрал всю кухню и переделал все от пола до потолка, перебрав все до последней досочки. “Ну, вот”, ─ сказал он вытирая пот с бровей, ─ “Суним не может мне помочь, но он одобрит это”. Итак, он пошел к учителю и снова позвал его: ”Суним, я переделал всю кухню! Я уверен, теперь там все идеально. Пожалуйста, приходите и проверяйте.”
“О, это прекрасно! Ты серьезно потрудился, я доволен тобой. Сейчас я посмотрю что с котлом” Он подошел к котлу, налил воды, и кажется он даже нисколько не смотрел, как установится уровень.
“Плохо!” ─ крикнул он и ушел.
То же самое повторилось на пятый, шестой, седьмой, восьмой раз. Каждый раз молодой человек думал: “Что случилось на этот раз?”. И каждый раз монах отвечал: “Плохо! Не правильно!” и опрокидывал котел.
В конце концов молодой человек пришел в бешенство! “В чем ошибка?!” Когда монах в девятый раз выплеснул воду, он сказал самому себе: “Этот монах не прав! Хватит! Я больше не буду его слушать. Этот раз будет последним!” Он просто поставил котел на поставку, без всяких ухищрений и позвал учителя: “Суним, я закончил!” Монах зашел на кухню и увидел, что молодой человек сидит верхом на котле сложив руки на груди.
“О, прекрасно! Отлично!” ─ громко закричал учитель и выкатил свои миски для еды. Этой ночью, наконец, они ели рис и вкусный суп. О котле больше не вспоминали.

Дзэн-мастер Сун Сан однажды прокомментировал эту историю для своих студентов следующим образом:
“Этот старый монах таким образом проверял ум своего ученика. Потому что Дзэн означает не зависеть ни от чего. Вы должны зависеть от себя, вне зависимости от того, какой ваш собственный стиль.
Но каков ваш стиль? Если вы держитесь за ваше мнение, ваши условия и ситуацию и сохраняете ваш “я-мне-мое” ум, тогда ваш правильный стиль не может появиться. Так, этот монах имел великое сострадание и только проверял ум ученика. “Этот молодой человек хочет стать монахом. Но насколько он верит в себя?” Каждый раз, исправляя котел молодой человек думал. “Может это хорошее решение, может другое” ─ много мышления. Его ум было легко сдвинуть. Каждый раз, когда монах выплескивал воду, ученик думал, что до сих пор с котлом какая-то проблема, даже когда все было отлично. Это было просто способом проверить ум ученика, и посмотреть насколько он неустойчив. Но в последний раз, ученик просто сделал это. Не было волнения и неуверенности в себе. Его ум не двигался ни в малейшей степени.
Дзэн-монах также проверял его настойчивость. “Я нравлюсь этому молодому человеку, но насколько сильно он хочет понять свою собственную природу?” Обычно, большинство людей пытаются может быть четыре или пять раз сравнивать себя с мудростью учителя. Если учитель не поддерживает их очень быстро, многие ученики скажут “Вы мне не нравитесь!” и уйдут. Но, если они говорят “Вы мне не нравитесь” или “Мне не нравится это учение” тогда, все, что они говорят это то, что они не нравятся самим себе. Хороший учитель только отражает ум ученика. Если ученикам не нравится то, что они видят, иногда они ругают своего учителя.
Итак, пытающийся ум важнее чем любой Дзэн-мастер. Если вы говорите “я могу”, тогда вы можете что-то. Если вы говорите “я не могу”, значит вы ничего не можете. Что из этого вам больше нравится?
Вот почему мы говорим ─ “Только иди прямо, пытайся, пытайся, пытайся десять тысяч лет без перерыва”. Пытаться, пытаться, пытаться означает настойчивость, из момента в момент. Это иногда называют правильным усилием. Это ум который пытается вне зависимости от любых условий и ситуаций. Это уже просветление. Это уже спасает все чувствующие существа. Это уже великий путь бодхисаттвы. Итак, пытаться крайне необходимо. И тогда, однажды, дзэн-мастер скажет вам “О, прекрасно! Отлично!”


"Желание просветления - большая ошибка"
"Wanting Enlightenment Is a BIG MISTAKE"
© 2006 Shambhala Publications, Inc.
www.shambhala.com

This page was loaded Sep 21st 2019, 11:47 pm GMT.